Основные этапы работы над мультимедийным электронным изданием
Здесь следует, прежде всего, указать, что пакет Macromedia Director достаточно сложен и многогранен и позволяет создавать электронные издания практически любой степени сложности и насыщенности медиа-фрагментами различного типа. Именно из этих соображений мы включили в § 6.3 данный раздел. Процесс создания мультимедийного издания включает в себя ряд последовательных этапов, основные из которых перечислены ниже.
Начальный этап включает в себя определение целей проекта, его аудитории и общей концепции. Этот этап существенно влияет на общую концепцию проекта, используемый в нем пользовательский интерфейс и особенности подачи текстового и графического материала, анимации и звуковых фрагментов.
Разработка интерфейса должна учитывать средства воспроизведения материалов проекта: для индивидуального пользователя они существенно отличаются по сравнению с теми, которые используют для групповой работы и воспроизведения материалов на специальном компьютерном проекторе. Даже в последнем случае интерфейсы могут варьироваться в зависимости от размеров учебной аудитории и количества слушателей и зрителей. На этом этапе следует выбрать фоновый тон или рисунок - в простейшем случае это может быть белый экран, а также тип, количество и размещение в рабочей области элементов управления и средств навигации.
Для экономии места в большинстве случаев используют всплывающие панели управления, вызываемые по требованию пользователя. Вероятно, в качестве постоянно присутствующего средства следует использовать кнопку вызова помощи. Если основу проекта составляет видеофильм или анимация, то при их демонстрации следует использовать максимальную часть рабочей области экрана, и фреймовая структура в этом случае нецелесообразна. В то же время, исходный интерфейс может быть основан на структуре с двумя или тремя фреймами, в одном из которых постоянно присутствует содержание издания.
Значительная часть усилий при работе над таким проектом связана с разработкой и реализацией сценария мультимедийного издания.
Здесь можно выделить процесс создания общего сценария и обработку отдельных видеорядов или видеопоследовательностей, каждая из которых раскрывает определенную тему. Точно так же следует тщательно продумать переходы от одного тематического видеоряда к другому. Исходный сценарный план или вступительная часть издания должны включать в себя четыре основных экрана, а именно (см. рис. 6.30
заставка с приветствием и исходными навигационными кнопками;
информация о программе;
сообщение об авторах данного мультимедийного издания и других работниках, принявших участие в его подготовке и редактировании;
содержание издания, включающее в себя список иллюстраций, а также аудио- и видеопоследовательностей.
В начало издания следует включить описание используемых в нем навигационных средств, таких, как кнопки перехода на страницы, кнопки вызова помощи, содержания и оглавления. На четвертой странице присутствует также перечень основных разделов материала, которые одновременно являются указателями соответствующих гиперссылок.
Следующий этап работы - это импорт и подготовка новых изображений и текстовых фрагментов. Когда изображение просматривается в окне труппы программы Director, оно может быть также обработано в окне редактора растровой или векторной графики. Это окно годится и для создания новых изображений. Когда элемент труппы закончен, его внешний вид на сцене можно изменить с помощью наложения, смешивания и цвета. Кроме того, к изображениям можно применять форматные преобразования. Пакет позволяет применять такие преобразования не только к графическим объектам, но и к текстовым.
Для создания анимации изображение нужного объекта переносится в окно партитуры. При анимировании необходимо задать начальное и конечное положение объекта на экране (размеры, положение, угол наклона, цвет), все необходимые промежуточные преобразования выполняются автоматически. Можно управлять траекторией его перемещения, задавая ее на экране в виде кривой. После окончания работы над проектом можно преобразовать его в независимый модуль для последующего воспроизведения вне среды разработки.
Пакет предоставляет возможность создания независимого модуля трех видов:
Win32 приложение для воспроизведения в среде Microsoft Windows версий 95, 98, NT или Windows 2000. Для создания такого модуля необходимо выбрать в секции меню File команду Create Projector;
Shockwave-модуль, который воспроизводится с помощью браузера как с локального диска, так и с Web-сервера. Для создания такого модуля в секции меню File следует выбрать команду Publish/Shockwave;
Java-объекта, для воспроизведения также с помощью браузера. Для создания такого модуля необходимо в секции меню File выбрать команду Publish/Java.
Заключительная стадия работы над любым проектом - это его тестирование. Первый этап тестирования проводится с целью обнаружения и исправления ошибок и недоработок. Следующий этап тестирования на компьютерах разного типа ставит целью определение минимальной конфигурации компьютера для качественной работы с данным мультимедийным изданием. После окончания тестирования осуществляется публикация подготовленного издания путем его записи на компакт-диск с однократной записью на соответствующем оборудовании (см. § 5.1.4).
6.4.
Содержание раздела