Стандарты шин
Обычно количество и типы устройств ввода/вывода в вычислительных системах не фиксируются, что позволяет пользователю самому подобрать необходимую конфигурацию. Шина ввода/вывода компьютера может рассматриваться как шина расширения, обеспечивающая постепенное наращивание устройств ввода/вывода. Поэтому стандарты играют огромную роль, позволяя разработчикам компьютеров и устройств ввода/вывода работать независимо. Появление стандартов определяется разными обстоятельствами.
Иногда широкое распространение и популярность конкретных машин становятся причиной того, что их шина ввода/вывода становится стандартом де факто. Примерами таких шин могут служить PDP-11 Unibus и IBM PC-AT Bus. Иногда стандарты появляются также в результате определенных достижений по стандартизации в некотором секторе рынка устройств ввода/вывода. Интеллектуальный периферийный интерфейс (IPI - Intelligent Peripheral Interface) и Ethernet являются примерами стандартов, появившихся в результате кооперации производителей. Успех того или иного стандарта в значительной степени определяется его принятием такими организациями как ANSI (Национальный институт по стандартизации США) или IEEE (Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике). Иногда стандарт шины может быть прямо разработан одним из комитетов по стандартизации: примером такого стандарта шины является FutureBus.
На рисунке 3.26 представлены характеристики нескольких стандартных шин. Заметим, что строки этой таблицы, касающиеся пропускной способности, не указаны в виде одной цифры для шин процессор-память (VME, FutureBus, MultibusII). Размер пересылки, из-за разных накладных расходов шины, сильно влияет на пропускную способность. Поскольку подобные шины обычно обеспечивают связь с памятью, то пропускная способность шины зависит также от быстродействия памяти. Например, в идеальном случае при бесконечном размере пересылки и бесконечно быстрой памяти (время доступа 0 нсек) шина FutureBus на 240% быстрее шины VME, но при пересылке одиночных слов из 150-нсекундной памяти шина FutureBus только примерно на 20% быстрее, чем шина VME.
Одной из популярных шин персональных компьютеров была системная шина IBM PC/XT, обеспечивавшая передачу 8 бит данных. Кроме того, эта шина включала 20 адресных линий, которые ограничивали адресное пространство пределом в 1 Мбайт. Для работы с внешними устройствами в этой шине были предусмотрены также 4 линии аппаратных прерываний (IRQ) и 4 линии для требования внешними устройствами прямого доступа к памяти (DMA). Для подключения плат расширения использовались специальные 62-контактные разъемы. При этом системная шина и микропроцессор синхронизировались от одного тактового генератора с частотой 4.77 МГц. Таким образом теоретическая скорость передачи данных могла достигать немногим более 4 Мбайт/с.
Системная шина ISA (Industry Standard Architecture) впервые стала применяться в персональных компьютерах IBM PC/AT на базе процессора i286. Эта системная шина отличалась наличием второго, 36-контактного дополнительного разъема для соответствующих плат расширения. За счет этого количество адресных линий было увеличено на 4, а данных - на 8, что позволило передавать параллельно 16 бит данных и обращаться к 16 Мбайт системной памяти. Количество линий аппаратных прерываний в этой шине было увеличено до 15, а каналов прямого доступа - до 7. Системная шина ISA полностью включала в себя возможности старой 8-разрядной шины. Шина ISA позволяет синхронизировать работу процессора и шины с разными тактовыми частотами. Она работает на частоте 8 МГц, что соответствует максимальной скорости передачи 16 Мбайт/с.
С появлением процессоров i386, i486 и Pentium шина ISA стала узким местом персональных компьютеров на их основе. Новая системная шина EISA (Extended Industry Standard Architecture), появившаяся в конце 1988 года, обеспечивает адресное пространство в 4 Гбайта, 32-битовую передачу данных (в том числе и в режиме DMA), улучшенную систему прерываний и арбитраж DMA, автоматическую конфигурацию системы и плат расширения. Устройства шины ISA могут работать на шине EISA.
Шина EISA предусматривает централизованное управление доступом к шине за счет наличия специального устройства - арбитра шины. Поэтому к ней может подключаться несколько главных устройств шины. Улучшенная система прерываний позволяет подключать к каждой физической линии запроса на прерывание несколько устройств, что снимает проблему количества линий прерывания. Шина EISA тактируется частотой около 8 МГц и имеет максимальную теоретическую скорость передачи данных 33 Мбайт/с.
VME bus | FutureBus | Multibus II | IPI | SCSI | |
Ширина шины (кол-во сигналов) |
128 | 96 | 96 | 16 | 8 |
Мультиплексирование адреса/данных |
Нет | Да | Да | ( | ( |
Разрядность данных |
16/32 бит | 32 бит | 32 бит | 16 бит | 8 бит |
Размер пересылки (слов) | Одиночная или групповая |
Одиночная или групповая |
Одиночная или групповая |
Одиночная или групповая |
Одиночная или групповая |
Количество главных устройств шины |
Несколько | Несколько | Несколько | Одно | Несколько |
Расщепление транзакций |
Нет | Доп. возможность | Доп. возможность | Доп. возможность | Доп. возможность |
Полоса пропускания (время доступа - 0 нс - 1 слово) |
25.9 Мб/c | 37.0 Мб/c | 20.0 Мб/c | 25.0 Мб/c | 5.0 Мб/c |
Полоса пропускания (время доступа - 150 нс - 1 слово) |
12.9 Мб/c | 15.5 Мб/c | 10.0 Мб/c | 25.0 Мб/c | 5.0 Мб/c |
Полоса пропускания (время доступа - 0 нс - неогр. размер блока) |
27.9 Мб/c | 95.2 Мб/c | 40.0 Мб/c | 25.0 Мб/c | 5.0 Мб/c |
Полоса пропускания (время доступа - 150 нс - неогр. размер блока) |
13.6 Мб/c | 20.8 Мб/c | 13.3 Мб/c | 25.0 Мб/c | 5.0 Мб/c |
Максимальное количество устройств |
21 | 20 | 21 | 8 | 7 |
Максимальная длина шины |
0.5 м | 0.5 м | 0.5 м | 50 м | 25 м |
Стандарт | IEEE 1014 | IEEE 896.1 | ANSI/ IEEE 1296 |
ANSI X3.129 |
ANSI X3.131 |